Готическое средневековье

Развитие городов и новый бытовой стиль. Цеховая структура в кузнечных ремеслах. Кузнечное искусство готического стиля. Италия. Испания. Франция. Зрелый уровень кузнечного дела в Центральной Европе. Германские, австрийские и чешские области.

 Готическое средневековье 
Подобно тому как в период ранешнего феодализма экономическими и культурными центрами были приемущественно монастыри, во времена первых кризисов феодального строя произошли значимые сдвиги вещественной и духовной культуры в зарождающиеся городка. Непременно, речь шла о неспешном процессе, и еще длительно монашеские ордена вмешивались в процесс развития, но уже более никогда им не удалось возвратить для себя решающей роли. Сначала это были герардинские и августинские монашеские ордена, которые в период XIII столетия приносили в Чехию и другие заальпийские земли новое культурное течение - готику, которое сначала и более ярко проявлялось в церковной архитектуре. Готика просочилась во все области жизни. Но монастыри и монашеские ордена имели далековато не такое сильное воздействие на резвое распространение готики и ее внедрение в жизнь, как при развитии романского стиля. На процесс развития оказывали влияние городские организации, и если еще на рубеже XIII и XIV веков бржевновский аббат выстроил fabricam artificum in claustre, то это был единичный случай, потому что большая часть цехов строили в стенках городов.
Великодержавная политика Карла IV делает чешские земли европейским культурным центром, что знаменует собой сразу экономический и культурный расцвет. Высшие слои феодального общества в то же время переживают острые социальные кризисы.
В связи со всеми этими переменами меняются под воздействием моды наружные формы жизни, также и образ жизни. Меняется мужская и женская мода, распространяется ношение орудия - орудие становится составной частью одежки и ее украшением. Все эти перемены чувствительно отражаются на развитии искусства, сначала художественных ремесел. Растет экономическое воздействие городов, расширяются их права. Правители с готовностью отдают старенькым и вновь возникающим городкам разные права, местную монополию производства и торговли. Тем они подкрепляют предстоящий рост их богатства и могущества, которое можно политически использовать в критичных ситуациях при спорах с владетельными феодалами. В Чехии приметным культурным центром становится Прага, до одной трети городка разрастается прекрасный район - Нове Мнесто. Все эти явления имеют, очевидно, свое отражение в переменах, затрагивающих и отдельные течения в архитектуре. Если до сего времени художественные течения проявлялись сначала в церковных, а время от времени в дворцовых постройках, то сейчас творческие интересы начинают обхватывать и городские дома. Еще в первой половине XIV столетия большая часть домов были древесными, но в конце этого столетия начинают строить каменные дома. У богатых городских жителей возникают потребности в украшении собственных домов художественными изделиями, это привело к большенному размаху художественных ремесел. На российские изделия влияет прилив забугорных ремесленников и живописцев. Не считая ремесленников германского происхождения в те времена в Чехию, и приемущественно в Прагу, приезжали также представители других народов - венгры, французы, голландцы, поляки, словенцы. Напротив, чешские ремесленники работали в других, приемущественно в германских, городках. Имеются сведения о значимом числе пегемов (чехов), работавших в главных ремеслах в Нюрнберге. К примеру, имеются документы о том, что при дворе польского короля в 1395 г. работал чешский ювелир Мартин, чехи были также в Вене, Регенсбурге, Страсбурге и в других городках.
В развитых и стабилизированных городках могли крепить свое положение и цеховые организации. Они использовали свои права и достигнутые привилегии сначала против конкуренции неорганизованных ремесленников, через цехи они предъявляли свою продукцию на городских рынках и при растущей специализации охраняли методом серьезных предписаний чистоту и качество ремесленной работы.
При этих обстоятельствах было бы вправду любопытно заглянуть в городские записи и цеховые книжки, чтоб получить более четкое представление по последней мере о ремеслах, связанных с обработкой металлов.
Из начального кузнечного ремесла в критериях развивающейся специализации появляются новые отрасли.
Кузнецы имели особенное положение, они всюду - в городках, деревнях и селах - были исключены из права мили, потому что служили публичным интересам. В пражских городках их насчитывалось в то время 128, т.е. существенное число.
Более близки к кузнецам были лопатники и пальники. Они изготовляли косы, серпы, сверла, вилы, плуги, спицы, якоря, гвозди и иглы. Профессионалов называли по заглавиям этих предметов. Так, к примеру, Градец Кралове имел собственного спицечника (в 1390-1409 гг.), Прага имела 17 игольников, 7 пильников, 5 гвоздников.
Из изготовителей печной арматуры вышли бидонщики, современные жестянщики. В Праге они жили большей частью на Новеньком Мнесте на улице Флашнерской, сейчас Целетной. Всего их было записанно 15. Кузнецов, т.е. тех, которые занимались созданием замков и решеток, - ремеслом, связанным с художественным промыслом, в те времена называли замочниками (слесарями).
В сельских местах работали приемущественно более опытные кузнецы (в Градце Кралове в 1390-1403 гг. и в Литомышле). Есть также сведения о слесаре, работавшем в небольшом в то время городе Пршибрам (1379 г.). В Праге, по записи, числилось в общей трудности 49 слесарей, но в реальности их было больше, потому что они организовались уже в 1396 г.
Из слесарей выделялись часовщики и мастера по курантам. Уже тогда это была редчайшая и тяжелая профессия, потому что спец по курантам был должен отлично разбираться и в астрономии. Сначала они жили при дворе Карла IV. В городских летописях первым был назван часовых дел мастер Мартин (1376 г.), вторым - Альбертус (1381 г.). В 1405-1415 гг. Альбертус обслуживал куранты на старомнестской ратуше.
Более всераспространенной профессией были ножовщики в Кутной Горже, Хомутове, Локте, Мельнице, Индржихове, Градце, Писеке, Раковнике и других городках. В Праге их было 110; только к старомнестской гильдии было приписано в 1393 г. 86 мастеров.
Из их выделялись ножничники, также ножиковщики; близкими к ножовщикам были изготовители стрел и наконечников к ним. Более самостоятельными, даже если они и принадлежали к тому же уровню, были мечники; спецы этой профессии называли себя и клиночниками.
Еще одним ремеслом по обработке железа было латное дело, - оно получило более бурное развитие в XIV столетии. Его распространению содействовала смена одежки воинов - заместо цельной кирасы появились маленькие привязываемые латы, прикрывавшие ноги, руки и грудь. Но и в то время под латами носили кольчуги, потому рядом с изготовителями лат работали и кольчужники. Латников в Праге было столько, что еще в 1328 г. они смогли сделать корпорацию. А в 1351 г. латник Рудл был даже назначен одним из старомнестских консулов.
Близкими к этим ремесленникам были еще шлемники. Они служили рыцарям и делали не только лишь прекрасные рыцарские шлемы, но также железные каски, шишаки и т. п. Раздельно специализировались копейщики. Ремесленников, обрабатывавших металлы, и сначала железо, становилось в люксембургский период все в большей и большей степени, потому что городка имели перед королями повинность выставлять к разным компаниям наемников, и потому везде при ратушах появлялись арсеналы.
В XIV столетии в Праге возникает новое ремесло - ружейное дело. Ружейники изготовляли ружья для стрельбы при помощи пороха. В этот период начинает развиваться литье железа, которое определило возникновение этого нового ремесла. Первым "пухсенмайстером" посреди старомнестских городских жителей был магистр Хенрикус. В 1373 г. городская община завлекла к работе братьев из Глуссенберга, которые в Граде отлили скульптуру святого Жору (1-го из мастеров звали Хенрикус). В этот период работало в Праге 6 ружейников, но есть сведения, что они были и в провинции - в Ильчине и Стршибре. Ружья изготовляли также слесари, бидонщики, котельщики и колоколыцики. Чтоб окончить список всех специальностей, связанных с обработкой металла, следует именовать лудильщиков, бидонщиков, золотых дел мастеров, монетчиков, чеканщиков и различных граверов по металлу, потом пряжечников, жестянщиков, поясников, которые изготовляли декоративные изделия из металаа, пояса и другие изделия, в композиции с кожей, бархатом, шелком и т.п.
Обратимся к изделиям, которые выходили из этих ремесленных мастерских. Морфология готического стиля была так выразительной, что подобно конструкторам и архитекторам, мастера по обработке металла использовали подобные декоративные средства. Известна целая шкала соответствующих мотивов готического изобразительного искусства таких, как фиалки, розочки, округленные ребра окон и перил, балдахины. В этом направлении представители всех художественных ремесел соблюдали на уникальность единый стиль.
Огромное число сохранившихся с тех пор предметов позволяет сосредоточиться только на изделиях кузнечного ремесла. Это были, сначала, решетки, также, подобно тому, как это было в прежние эры, кованые декорации, петли, затворы, дверные кольца, замки и ключи к дверям как церковным, так и домовым. Кузнечное дело находило применение и при оковывании сундуков и шифанеров.
Поставка сырья из металлургических мастерских позволяла кузнецам сосредоточивать основное внимание на более узкой и высокохудожественной обработке. Для ковки решеток необходимо было выковать прутья, но для их декорации под рукою уже имелась листовая заготовка, из которой можно было сделать волюты, листья либо пользующиеся популярностью трехлистные лилии.
Любопытно, что шедевры кузнечного ремесла существенно почаще встречаются в заальпийских странах - Франции, Германии, Голландии, также в Чехии. Красивые экземпляры этих изделий находят в Великобритании и Испании, тогда как в Италии, где художественные ремесла других видов достигали умопомрачительно высочайшего уровня, изделия кузнечного ремесла встречаются существенно пореже. Все же те из их, которые были найдены, выполнены на уникальность с неповторимым вкусом и на очень высочайшем проф уровне. Более известные - фонари и державки для лучин из Палаццо Строцци во Флоренции - приписываются флорентийскому мастеру Николло Гроссо по прозвищу Капарра. Решетки, которые находятся во Флоренции, в церквях Веб-сайта Кроце и Веб-сайта Тринита, построены на базе формальных строительных частей, им недостает фактически кузнечной выдумки и чувства материала. Аналогичное воспоминание создают изделия из Сиены, Вероны и Венеции. Но все эти монументы характеризуются виртуозным проф исполнением.
Испанские изделия кузнечного искусства XIV и XV веков находятся в большей степени в северо-восточной части страны, в часовнях кафедральных соборов Барселоны, Саррагосы и Памплоны. Они не свободны от французского воздействия, даже когда исторические источники докладывают об участии в испанских работах германских мастеров Михеля Лохера и Иоганна Фредериха. В текущее время тяжело точно найти меру их вклада, не говоря уже об уточнении толики их работы. Все же и испанские изделия основаны на архитектонических формах, присущих готической архитектуре. Двери храма в Таррагоне с декоративными дверными кольцами, выкованными из круглых заготовок в штампах в форме масок с мотивами человечьих лиц, могут послужить подтверждением того, что даже более узкая кузнечная работа была характерна испанским мастерам, тем паче что подобные дверные кольца мы находим также в Толедо, Барселоне и других городках северной и северо-восточной Испании.
Французское кузнечное ремесло, лучшее произведение которого декорирует парижский кафедральный собор Нотр Дам, служило примером декоративного дизайна дверей в широкой области, включающей центральную Европу. В протяжении XIV-XV веков, т. е. в период средней и поздней готики, оно не произвело в этом направлении ничего подобного по значимости. При всем этом в Руане, Шалонь сюр Мер, Кутансе либо Байо имеются примеры изделий очень зрелого уровня выполнения. Подобная картина имеет место и в Великобритании. Но кованые решетки грациозных декоративных форм, которые мы находим, к примеру, в церквях в Ланжеаке, Тулузе либо Бурже, служат подтверждением того, что французское кузнечное ремесло не утратило собственной изобретательности.
Но более широкую базу и высочайший уровень выполнения в тот период имеют среднеевропейские изделия из областей германских, австрийских и чешских.
В этих областях традиционной начальной заготовкой для решетки является кованый прут четырехгранного сечения. Скрещение отдельных прутьев осуществляется или продеванием через просечку, или, в случае плоских прутьев, прохладной клепкой. К этим элементам, вобщем, в особенности у более поздних изделий, прибавляются, как было отмечено выше, дополнительные декоративные элементы, которые бывают откованы из вырезанных листовых заготовок. Этот обычной, но чисто декоративный метод, основанный на использовании параметров материала, выдержал до XVII столетия, т.е. пережил стиль, который содействовал его появлению. Примером таковой работы может быть хотя бы решетка, закрывающая дарохранительницу в Братиславском соборе, на которой можно также найти имя ее создателя - венского слесаря Зигмунда Фишера.
Другой, хороший от этого метод, формально основанный на узорах, относящихся в основном к тканям, удален от кузнечного ремесла и является прямым результатом давления моды тех пор на обработку материала. Решетка в часовне церкви святого Ульриха в Аугсбурге служит подтверждением использования этого метода.
В среднеевропейских областях можно также повстречать изделия, которые испытали сильное воздействие морфологии готической архитектуры. Сначало они возникают в Италии либо в Испании. В Чехии броским примером этого стиля является, к примеру, решетка церкви святого Духа в Градце Кралове.
Ряд примеров изделий зрелого кузнечного мастерства, относящихся к каждому из перечисленных стилей, мы находим в церквях по всей Германии - в том числе в Рейнской области, северогерманских и южногерманских городках, в Баварии, Саксонии и Тироле, в Нижней и Верхней Австрии.
Собственный вклад занесли и мастера из чешских земель. Перечисляя эти примеры, нельзя не упомянуть решетку запирающейся часовни святого Креста в Карлштейне, которая с полным основанием заходит в список более выразительных изделий. В Карлштейне находим и пример оковки дверей в готическом стиле, т.е. изделии, которые вместе с решетками были основными видами более монументальных произведений кузнечного ремесла.
Огромное достояние форм, которым обуяло готическое ремесло XIV и XV веков, можно подтвердить примером из Эрфурта, где двери собора и помещения ратуши являются сладкоречивым свидетельством этого. Старенькые и новые формы смешиваются тут с умопомрачительной фантазией.
И снова, подобные примеры находятся не только лишь в германских городках таких, как Аугсбург, Мюнхен, Нюрнберг и т.д., да и в почти всех чешских, моравских, польских и венгерских городках. На готических, художественно окованных дверях посреди узоров растительных мотивов время от времени вплетаются надписи и сцены на религиозные либо светские темы. В таких случаях ковка уже утрачивает свою первоначальную функцию крепления дверей и служит приемущественно декоративным целям. И такового типа изделия можно отыскать в Чехословакии, к примеру в Знойме.
Кульминацией готического искусства, а совместно с ним и художественного ремесла можно считать достижение в XV столетии уровня, который исчерпал технические способности, соответствовавшие ремесленному производству и развитой цеховой организации. И хотя почти все из формального наследия еще продолжает существовать в последующем столетии, публичные перемены тех пор оказывают глубочайшее воздействие на художественное творчество, которым начинают овладевать новые течения. Адаптируются к новым условиям и художественные ремесла, в том числе и ковка, которая претендует на свою долю в широком потоке художественного творчества.

Угол 90° ⌀25 мм х 3/4#34;FV-PLAST ВР полипропилен 218025

Комбинированный полипропиленовый угольник D25х3/4 с внутренней резьбой торговой марки FV-PLAST предназначен для быстрого соединения полипропиленовой трубы с другими элементами водопроводной или отопительной системы, имеющими наружную резьбу 3/4 дюйма. Аксессуар выполнен из прочного полипропилена с вмонтированной внутренней резьбой из высококачественной стали. Преимущества: - при стыковке не снижает давление в трубопроводе; - не подвержен отложениям и коррозии; - отличается механической прочностью и долговечностью. Купив комбинированный полипропиленовый угольник D25х3/4 с внутренней резьбой марки FV-PLAST, вы сможете легко подключить сантехнические и отопительные приборы к полипропиленовому трубопроводу.